Развитие цифровых сервисов и типовых облачных решений в России обсудили на форуме «Цифровая эволюция»

Развитие цифровых сервисов и типовых облачных решений в России обсудили на форуме «Цифровая эволюция»

Новости Регионы 11 августа 2025 года

На территории федерального технопарка профессионального образования «Профессионалитет» в Калуге 7-8 августа 2025 года состоялся VI Всероссийский форум «Цифровая эволюция». Эксперты Аналитического центра при Правительстве РФ, участвующие в реализации федерального проекта "Государство для людей", представители государственных структур и бизнес-сообщества обсудили ключевые направления развития цифровых сервисов в России, а также результаты реализации нацпроекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства».

Центральной темой форума в 2025 году стала концепция «Государство для людей. Эволюция типовых облачных решений и цифровых платформ».

7 августа были показаны планы по внедрению и совершенствованию социально значимых услуг, а также обозначили направления развития портала «Госуслуги». В их числе — создание конструкторов государственных услуг, системы технической поддержки, технологии мобильной электронной подписи «Госключ» и платформы обратной связи «Госвеб».

Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев подчеркнул: «Нам надо сделать следующий рывок, и он будет значительно более сложным. Новый план, в котором значительно больше услуг. Самое главное, что эти услуги должны быть не просто переведены в цифровой вид, они должны быть сверхудобными, сверхбыстрыми, лучше в режиме онлайн, прямо в момент обращения заявителя».

На сессии «Сервисы в области социальной поддержки и меры поддержки участникам СВО в проактивном режиме» обсуждались решения по автоматизации работы социальных служб на платформе «ГосТех», а также цифровая трансформация мер поддержки участников специальной военной операции и их семей. В частности, были рассмотрены типовые платформенные решения, которые будут интегрированы в такие цифровые сервисы жизненных ситуаций, как «Поддержка инвалидов (гражданские)», «Трудная жизненная ситуация», «Опека и попечительство», «Ветеран труда», «Попадание в чрезвычайную ситуацию», «Многодетная семья», «Нуждаемость в уходе».

Сессия «Цифровой пожарный гарнизон, ГИС Охота, Сервис экологического надзора, услуги такси» была посвящена передовым решениям в области охоты, благодаря которым уже сейчас охотничий билет переведен в электронный вид, а также сокращен срок его выдачи до одного дня. При заполнении документов ошибки сводятся к нулю благодаря автоматической проверке. Также обсуждались планы по развитию и внедрению в субъекты Российской Федерации ГИС «Охота».

8 августа в рамках дискуссии по инклюзивным технологиям участники обсудили принципы универсального дизайна, стандартизацию гайдов и создание национальной базы знаний по инклюзивному дизайну. Впервые был представлен мобильный коммуникатор «Мои слова» для людей с аутизмом — инновационное приложение, адаптированное под возраст и пол пользователя. Также участники ознакомились с проектом по повышению доступности государственных сайтов, в рамках которого разрабатываются конструкторы, создаются методические материалы и рекомендации по обеспечению равного доступа для пользователей с инвалидностью. Представленные функциональные возможности в будущем будут внедрены в работу сервиса жизненной ситуации «Поддержка инвалидов (гражданские)».

На сессии «Развитие бытовых услуг и управление захоронениями» обсуждались новые возможности для бизнеса, а также работа сервиса жизненной ситуации «Мой питомец». С помощью сервиса «Мой питомец» на портале «Госуслуги» можно будет отправить уведомление о безнадзорном животном и записать своего питомца на прием в государственную ветеринарную клинику. Сервис «Торговля», а также представленные в его рамках решения, позволят предпринимателям получать права на организацию торговли в нестационарных объектах через «Госуслуги», а гражданам — проверять легальность торговых точек с помощью QR-кодов. Кроме того, запущены инициативы по оптимизации работы с рекламой через сервис «Реклама», позволяющие оформлять разрешения онлайн и получать уведомления о новых возможностях размещения рекламы.

Экспертная оценка реализуемых сервисов проводилась при участии Аналитического центра при Правительстве РФ.

Форум подтвердил стратегическую важность цифровизации для повышения эффективности государственных услуг, улучшения качества жизни граждан и обеспечения инклюзивности всех сфер общественной жизни.

 

Для справки:

Всероссийский форум «Цифровая эволюция» - площадка для открытого и конструктивного обсуждения приоритетных задач и практических решений в области предоставления цифровых государственных услуг и государственных сервисов.

Концепция форума 2025 – «Государство для людей. Эволюция типовых облачных решений и цифровых платформ». «ТОР» – это типовое облачное решение, состоящее из набора сервисов, реализованных на базе единой цифровой платформы, в целях тиражирования в субъектах Российской Федерации.

В рамках форума предполагается практическая работа участников на отраслевых сессиях, которые формируются по сферам типовых облачных решений с участием представителей федеральных органов исполнительной власти, ответственных за соответствующую сферу, разработчиков и вендоров. Задача каждой отраслевой сессии – смоделировать работу создаваемого типового облачного решения и этапы внедрения в субъектах РФ для выявления препятствий успешной реализации ТОР.